Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является
актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной
социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию
безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными
документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
· Инвалиды
с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,
использующих кресла-коляски)
· Инвалиды
с нарушением зрения и слуха
· Лица
преклонного возраста (60 лет и старше)
· Временно
нетрудоспособные
· Беременные
женщины
· Люди
с детскими колясками
· Дети
дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом
потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с
особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы
является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной
окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие
способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки
такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая
жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность
информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного
пространства - приоритетная задача не только государственного, но и
международного значения. В настоящее время государственная политика нашей
страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной
политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация,
связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных
направлений государственной политики является политика создания условий для
предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному
образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные
программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического
развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании
поставлена цель - обеспечить
доступное и качественное образование детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить
образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были
включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ
должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в
одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с
ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС
и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий
инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением
опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное
внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности
психического развития,
· показатели
здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические
особенности,
· уровень
общего развития,
· коммуникативные
особенности и речевое развитие,
· эмоциональное
благополучие.
В соответствии с требованиями
ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая
предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском
саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого
ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с
учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной
образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития -
Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития;
готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической
и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы
ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип
психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения,
стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип
взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель
как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип
доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во
взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения
деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в
дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип
здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического
комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг
на объекте МБДОУ «Детский сад №26 с.Гизель»
· Автостоянка
(места) для инвалидов - имеется.
· Пандус
– имеется.
· Адаптированные
лифты - отсутствуют.
· Вывески
со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
· Спецоборудование
для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
· Сурдопереводчик,
тьютор - в штате имеется.
· Предоставление
услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
· Предоставление
услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными
возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное
воспитание;
· внешкольное
воспитание и образование;
· среднее
общее образование;
· среднее
профессиональное образование;
· высшее
профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего
типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в
специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может
посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по
полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого
является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому
занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое
бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу,
обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую
и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных
программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим
итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем
образовании. Родители (законные
представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать
педагогических работников из других образовательных учреждений.